задания 9 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

2011/12 учебный год

9 КЛАСС

 

  1. 1.      Выберите бога славянского пантеона: (обвести правильный ответ)

а)     Хорс;

б)     Тор;

в)     Анахиста;

г)     Митра.

 

2. Какое историческое событие произошло в 1237 году:

а) восстание в Твери против татарского баскака Чолхана;
б) начало правления в Орде хана Узбека;
в) перенесение митрополии из Владимира-на-Клязьме в Москву;
г) получение Иваном Даниловичем Калитой ярлыка на Великое княжение.

3. Соотнесите указанные хронологические рамки восстаний и их руководителей:

а)

1605–1607 годы                              1) Болотников И.И.

б)

1707-1708 годы                               2) Пугачев Е.И.

в)

1669-1671 годы                               3) Булавин К.А.

г)

1773-1775 годы                               4) Разин С.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Какая европейская держава не входила в 3-ю антинаполеоновскую коалицию:     

а) Англия;

б) Пруссия;

в) Австрия;

г) Швеция.

 

5. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

Строганов П.А., Новосильцев Н.Н., Кочубей В.П., Чарторыйский А.А. (ответ должен иметь отношение к историческому событию или процессу) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Раскройте значения данных понятий и назовите документ, в котором они употребляются?:

      Княж муж, головник, вервь, людин, свада.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие события объединяют указанные даты:

   1676—1681, 1710—1713, 1735—1739, 1768—1774.

______________________________________________________________________________________

 

8. Соотнесите общественных деятелей России 30–40-х годов XIX века и направления в общественном движении

1) М.В. Буташевич-Петрашевский.                  а) Западничество.
2) А.И. Герцен.                                                    б) Западный (утопический) социализм.
3) Т.Н. Грановский.                                            в) Русский («общинный») социализм.
4) А.И. Кошелев.                                                 г) Славянофильство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Лидером партии «Союз 17 октября» был:

 а) А.И. Гучков;

 б) А.И. Дубровин;

 в) П.Н. Милюков;

 г) А.В. Пешехонов.

 

10. Какие из названных военных действий имели место в ходе Северной войны:

а) осада Нарвы;

б) взятие Измаила;

в) Чесменское сражение;

г) Полтавская битва;

д) Гангутское сражение.

 

 

 

 

 


 

11. Соотнесите логические пары. Российские императоры XIX столетия и события внешней и внутренней политики, произошедшие в их правление:

 

1)

Александр I

 

а)

циркуляр о «кухаркиных детях»

2)

Николай I

 

б)

«дело петрашевцев»

3)

Александр II

 

в)

создание Государственного Совета

4)

Александр III

 

г)

Русско-германская конвенция о военной взаимопомощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Соотнесите область культуры и фамилии:

1)         Арам Ильич Хачатурян                              а)         наука

2)         Василий Семёнович Гроссман                  б)         кинематограф

3)         Всеволод Илларионович Пудовкин         в)         литература

4)         Евгений Самуилович Варга                                  г)         музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Ознакомьтесь с отрывком, вставьте пропущенные слова (в скобках) и ответьте на вопросы.

 

 «А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту веса Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству; его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя (…) всеа Русии. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя (…) в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощипи, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном христианстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он, государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити».


 

а) Назовите автора документа

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Назовите документ, из которого взят данный отрывок_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Назовите последствия, к которым привело издание данного документа. Дайте развернутый ответ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. .Вставьте пропущенное слово. В ответе необходимо указывать пропущенное слово или понятие в скобках.

«В XVI в. в России сложилась приказная система центрального управления. Одним из наиболее важных был (…) приказ, который ведал личным составом русской армии и государственного аппарата власти. Жалобы поместного дворянства на решение должностных лиц и государственных учреждений, поступавшие на имя царя, разбирал (…) приказ (…) приказ занимался вопросами внешней политики России. Особое место в системе государственных органов власти с1549 г. стали занимать (…), созываемые царями для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 15.              Ознакомьтесь с отрывком и ответьте на вопросы.

 

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного президента Российской Федерации, попытки непо­средственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года.

... постановляю:

1.         Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

а) укажите автора, подписавшего данный документ ______________________________________________________________________________________

б) какие события последовали после принятия данного документа. Дайте развернутый ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. Впишите пропущенные буквы (одну или несколько) в названия мирных договоров, заключенных между Россией и Турцией, Россией и Персией и соотнесите с датами их подписания:

а) К..чук-Кайнарджийский мирный договор

б) Я…кий мирный договор

в) Г..нджинский мирный договор

г) Г...листанский мирный договор

 

1) 1813 г.

2) 1774 г.

3) 1792 г.

4) 1735 г.

 

17.Задание по военной истории Руси

 

  1. 1.      Определите,  к какой эпохе относятся вооружение и доспехи воинов на картинке:
    1. XI в.       2.  XV в.    3.   XII в.       4.    XVI в.

 

  1. 2.      Сопоставьте нижеприведенную экипировку русских воинов с цифрами на картинке:

 

Палица

Боевой топор

Каплевидный щит

Тяжелый пеший воин

Полуторный меч

Наконечники стрел

Булава

Боевой серп

Короткий меч

Княжий конный дружинник

Шлем «чаша» с наносником

Боевой топор «чекан»

Наконечники метательных копий

       «сулица»

Выгнутый лук

 

 

  1. 3.      В чём отличие короткого меча от полуторного меча:
    1. Шириной клинка.     2. Длиной клинка.     3. Шириной крестовины.     4. Рукоятью.

 



Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2017 Администрация Ростовской области