Шифр _______________

 

Итого _________ баллов

__________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЯ

практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской

олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год

 

9-й класс

 

морфологическое описание растения

 

  1. Жизненная форма растения (1 балл) ______________________________
  2. Подземные органы (1 балл) _____________________________________
  3. Побеги по:

А) функциям (1 балл) __________________________________________

Б) структуре (1 балл) ___________________________________________

В) положению в пространстве (1 балл) ____________________________

4. Стебель (форма и опушение) (1 балл) _____________________________

5. Листорасположение (1 балл) _____________________________________

6. Лист:

А) черешковый или сидячий (1 балл);

Б) прилистник есть или без прилистников (1 балл);

В) простой или сложный (1 балл);

Г) жилкование (1 балл) _________________________________________

7. Тип соцветия (1 балл) __________________________________________

8. Характеристика цветка (2 балла) _________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

9. Формула и диаграмма цветка (4 балла)

 

 

10. Определите растение и семейство, к которому оно относится (2 балла) ____________________________________________________________

 

Шифр _______________

 

Итого _________ баллов

__________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЯ

практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской

олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год

 

9-й класс

 

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ (максимально - 20 баллов)

 

Задание 1 (максимально - 12 баллов)

1. Внимательно рассмотрите внешнее строение предложенного Вам объекта. Укажите его систематическое положение (2 балла).

Объект: Тип ___________________; Класс _______________________;

Род ___________________;  Вид ________________________.

2. Рассмотрите вскрытый препарат объекта. Схематически зарисуйте его (2 балла).

 

 

 

3. Укажите, что обозначено на нём цветными булавками (8 баллов):

Цвет булавки (_____________) __________________________________

Цвет булавки (_____________) __________________________________

Цвет булавки (_____________) __________________________________

Цвет булавки (_____________) __________________________________

 

Задание 2 (максимально - 8 баллов). Систематика и экология насекомых

Выясните систематическое положение двух объектов из числа беспозвоночных животных, вписав для каждого из них русские или латинские названия таксонов, и определите по специфическим признакам характеристики этих животных

Ранг таксона

Объект 1

Объект 2

Отряд

 

 

Семейство

 

 

Род

 

 

Место в пищевой цепи

 

 

 

Шифр _______________

 

Итого _________ баллов

__________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЯ

практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской

олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год

 

9 класс

 

Гистология. Определение микропрепаратов

 

Задание. Определите 5 микропрепаратов, предложенных Вам (определите ткань или стадию эмбриогенеза и укажите ее особенности, позволившие Вам сделать свой вывод). Результаты оформите в виде таблицы:

 

препарата

Ткань или стадия эмбриогенеза (max. по 2 балла)

Характерные особенности

(max. по 2 балла)

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Шифр _______________

 

Итого _________ баллов

__________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЯ

практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской

олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год

10-й – 11-й классы

 

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ (максимально - 20 баллов)

 

Задание 1 (максимально - 8 баллов)

1. Рассмотрите предложенный череп млекопитающего животного. Определите, к какому отряду принадлежит каждый объект (2 балла).

Отряд _____________________________________________

 

2. Особенности зубов млекопитающих (число, особенности расположения, степень дифференцировки, сочетание типов зубов и т. д.) служат одним из систематических признаков. Запишите зубную формулу объекта (4 балла).

Зубная формула _____________________________________

 

3. Определите, к какой экологической группе по типу питания относится каждый объект. Укажите знаком Х положение объекта в соответствующей графе таблицы (2 балла).

 

Плотоядное животное

Растительноядное животное

Смешанноядное (употребляет и растительный, и животный корм)

Хищник

Насекомоядное

Преимущественно травоядное

Питается преимущественно семенами

Поедающее преимущественно ветви, кору, листья

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2 (максимально - 12 баллов)

 

Выясните систематическое положение двух объектов, вписав для каждого из них русские (или латинские названия таксонов). Определите по специфическим признакам место этих животных в пищевой цепи, значение в природе и жизни человека.

 

Ранг таксона

Объект 1

Объект 2

Тип

 

 

Отряд

 

 

Семейство

 

 

Род

 

 

Место в пищевой цепи

 

 

Значение в природе и для человека

 

 

 

Шифр _______________

 

Итого _________ баллов

__________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЯ

практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской

олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год

10-й – 11-й классы

 

Анатомия и физиология человека

 

Задание 1. Анатомия опорно-двигательной системы

Рассмотрите предложенные Вам образцы костей. Определите их. Укажите, к каким отделам скелета они относятся, и дайте им краткую характеристику, заполнив таблицу (максимально 12 баллов)

 

образца

Расположение

(отдел скелета)

Особенности строения

Функции

Название

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Шифр _______________

 

Итого _________ баллов

__________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЯ

практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской

олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год

10-й – 11-й класс

 

биохимия. идентификация веществ, участвующих

в обмене веществ человека

 

Оборудование, реактивы и материалы: гидроксид натрия (10 %-ный р-р, NaOH), сульфат меди (1 %-ный р-р, CuSO4), р-р Люголя (I2 в KI), 8 пустых пробирок, кипящая водяная баня.

 

Задание 1. В четырёх пробирках находятся растворы альбумина, глюкозы, крахмала и аскорбиновой кислоты.

Для идентификации этих веществ и их мономерных звеньев используйте качественные реакции на данные вещества. Используйте реагенты, имеющиеся на вашем рабочем месте.

 

1.1. Составьте план работы (4 балла):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.2. Используя разработанный план, проведите идентификацию предложенных веществ. На основе полученных результатов заполните таблицу (12 баллов)

 

пробирки

Растворы

веществ

Используемые реактивы

Условия проведения реакции

Окраска

продукта

Продукты

реакции

 

Альбумин

 

 

 

 

 

Глюкоза

 

 

 

 

 

Крахмал

 

 

 

 

 

Аскорбиновая кислота

 

 

 

 

 


Задание 2. Каково значение идентифицированных Вами веществ и продуктов их распада в метаболических процессах человека? (4 балла) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2017 Администрация Ростовской области