Шифр _______________
Итого _________ баллов
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской
олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год
9-й класс
морфологическое описание растения
- Жизненная форма растения (1 балл) ______________________________
- Подземные органы (1 балл) _____________________________________
- Побеги по:
А) функциям (1 балл) __________________________________________
Б) структуре (1 балл) ___________________________________________
В) положению в пространстве (1 балл) ____________________________
4. Стебель (форма и опушение) (1 балл) _____________________________
5. Листорасположение (1 балл) _____________________________________
6. Лист:
А) черешковый или сидячий (1 балл);
Б) прилистник есть или без прилистников (1 балл);
В) простой или сложный (1 балл);
Г) жилкование (1 балл) _________________________________________
7. Тип соцветия (1 балл) __________________________________________
8. Характеристика цветка (2 балла) _________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
9. Формула и диаграмма цветка (4 балла)
10. Определите растение и семейство, к которому оно относится (2 балла) ____________________________________________________________
Шифр _______________
Итого _________ баллов
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской
олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год
9-й класс
ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ (максимально - 20 баллов)
Задание 1 (максимально - 12 баллов)
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение предложенного Вам объекта. Укажите его систематическое положение (2 балла).
Объект: Тип ___________________; Класс _______________________;
Род ___________________; Вид ________________________.
2. Рассмотрите вскрытый препарат объекта. Схематически зарисуйте его (2 балла).
3. Укажите, что обозначено на нём цветными булавками (8 баллов):
Цвет булавки (_____________) __________________________________
Цвет булавки (_____________) __________________________________
Цвет булавки (_____________) __________________________________
Цвет булавки (_____________) __________________________________
Задание 2 (максимально - 8 баллов). Систематика и экология насекомых
Выясните систематическое положение двух объектов из числа беспозвоночных животных, вписав для каждого из них русские или латинские названия таксонов, и определите по специфическим признакам характеристики этих животных
Ранг таксона
|
Объект 1
|
Объект 2
|
Отряд
|
|
|
Семейство
|
|
|
Род
|
|
|
Место в пищевой цепи
|
|
|
Шифр _______________
Итого _________ баллов
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской
олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год
9 класс
Гистология. Определение микропрепаратов
Задание. Определите 5 микропрепаратов, предложенных Вам (определите ткань или стадию эмбриогенеза и укажите ее особенности, позволившие Вам сделать свой вывод). Результаты оформите в виде таблицы:
№
препарата
|
Ткань или стадия эмбриогенеза (max. по 2 балла)
|
Характерные особенности
(max. по 2 балла)
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
Шифр _______________
Итого _________ баллов
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской
олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год
10-й – 11-й классы
ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ (максимально - 20 баллов)
Задание 1 (максимально - 8 баллов)
1. Рассмотрите предложенный череп млекопитающего животного. Определите, к какому отряду принадлежит каждый объект (2 балла).
Отряд _____________________________________________
2. Особенности зубов млекопитающих (число, особенности расположения, степень дифференцировки, сочетание типов зубов и т. д.) служат одним из систематических признаков. Запишите зубную формулу объекта (4 балла).
Зубная формула _____________________________________
3. Определите, к какой экологической группе по типу питания относится каждый объект. Укажите знаком Х положение объекта в соответствующей графе таблицы (2 балла).
Плотоядное животное
|
Растительноядное животное
|
Смешанноядное (употребляет и растительный, и животный корм)
|
Хищник
|
Насекомоядное
|
Преимущественно травоядное
|
Питается преимущественно семенами
|
Поедающее преимущественно ветви, кору, листья
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2 (максимально - 12 баллов)
Выясните систематическое положение двух объектов, вписав для каждого из них русские (или латинские названия таксонов). Определите по специфическим признакам место этих животных в пищевой цепи, значение в природе и жизни человека.
Ранг таксона
|
Объект 1
|
Объект 2
|
Тип
|
|
|
Отряд
|
|
|
Семейство
|
|
|
Род
|
|
|
Место в пищевой цепи
|
|
|
Значение в природе и для человека
|
|
|
Шифр _______________
Итого _________ баллов
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской
олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год
10-й – 11-й классы
Анатомия и физиология человека
Задание 1. Анатомия опорно-двигательной системы
Рассмотрите предложенные Вам образцы костей. Определите их. Укажите, к каким отделам скелета они относятся, и дайте им краткую характеристику, заполнив таблицу (максимально – 12 баллов)
№
образца
|
Расположение
(отдел скелета)
|
Особенности строения
|
Функции
|
Название
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
Шифр _______________
Итого _________ баллов
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
практического тура муниципального этапа XXVIII всероссийской
олимпиады школьников по биологии, 2011–2012 учебный год
10-й – 11-й класс
биохимия. идентификация веществ, участвующих
в обмене веществ человека
Оборудование, реактивы и материалы: гидроксид натрия (10 %-ный р-р, NaOH), сульфат меди (1 %-ный р-р, CuSO4), р-р Люголя (I2 в KI), 8 пустых пробирок, кипящая водяная баня.
Задание 1. В четырёх пробирках находятся растворы альбумина, глюкозы, крахмала и аскорбиновой кислоты.
Для идентификации этих веществ и их мономерных звеньев используйте качественные реакции на данные вещества. Используйте реагенты, имеющиеся на вашем рабочем месте.
1.1. Составьте план работы (4 балла):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Используя разработанный план, проведите идентификацию предложенных веществ. На основе полученных результатов заполните таблицу (12 баллов)
№
пробирки
|
Растворы
веществ
|
Используемые реактивы
|
Условия проведения реакции
|
Окраска
продукта
|
Продукты
реакции
|
|
Альбумин
|
|
|
|
|
|
Глюкоза
|
|
|
|
|
|
Крахмал
|
|
|
|
|
|
Аскорбиновая кислота
|
|
|
|
|
Задание 2. Каково значение идентифицированных Вами веществ и продуктов их распада в метаболических процессах человека? (4 балла) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________