-Июль 2017+
пвсчпсв
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
  • RSS
  • Add To My MSN
  • Add To Windows Live
  • Add To My Yahoo
  • Add To Google

Статистика

  • Записей (1)
  • Комментариев (0)

Архивы


Помоги троечнику сегодня! 

16 марта 2012 г. 17:31:00

 

Помоги троечнику сегодня!

Бавина Людмила Ивановна, МОУ Новобатайская СОШ №9, учитель начальных классов, Ростовская область, Кагальницкий район, село Новобатайск.

 Аннотация

В своем докладе я привожу несколько приемов работы с отстающими детьми, которые успешно применяю в своей практике. Готовые наборы слов по темам: «Безударные гласные», «Парные согласные», «Удвоенные согласные», «Непроверяемые гласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание приставок», «Написание –ь и ъ – знаков». Письмо наоборот. Работа с копировальной бумагой. Конкурсы для троечников.

Я несколько лет работала над проблемой: «Одаренные дети в массовой школе на начальном этапе обучения». Следуя основным парадигмам развития одаренности- «Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор»- я применяла различные приемы и методы в своей работе ко всем детям одинаково. Ввела в своей школе несколько конкурсов для одаренных детей: «Ученик года», «Слет отличников и хорошистов», которые впоследствии стали традиционными.
Но тут появилась одна проблема. Из этого звена выпадают мои троечники. А также, когда мы участвуем в какой- либо олимпиаде, разумеется, тот, кто сильнее набирает много баллов и рад этому. А троечник, получается, не может праздновать победу. Я задумалась над этой проблемой, которую для себя обозначила так: «Помоги троечнику сегодня!»
Преодоление второгодничества и предупреждение неуспеваемости обязывают учителя проводить индивидуальную работу с отстающими в учебе школьниками.
Хочу поделиться некоторыми действенными приемами в работе по русскому языку.
  1. В начале учебного года в основном идут задания для повторения. Я выписываю по темам слова, наиболее часто встречающиеся в диктантах из различных печатных источников. И на этих примерах повторяю данные правила. Вот блоки слов за 4 класс по разным темам:



Безударные гласные.
Стояли, продвигались, остановились, расползался, река, извивалась, виднелись, освещенные, утопающий, снегирь, весной, уходила, уносила, темнота, тяжело, осмотрел, побежал, подошел, почитать, показать, подарила, протянул, красивый, надвигается, налетел, заглянул, захотел, вытащили, сохранять, не обижай, ломать, оглядел, свистит, молчаливый, скользит, тяжелый, появились, трещать, становилась, скрипело, вершина, охраняют, красота, наряжать, хлопушки, укрепили, свалилась, легла, крошился, выходили, копать, скворечник, наливается, стебельки, затрещали , прояснилось, задрожал, смолистый, доносились, закачались, выровняли, похвалили, выползает, пахучий, колосистый, взлетела, цепочкой, тянулась, выносил, стоял, дремать, тропинка, свистел, выглянул, окно, колючая, завалил, водящий, соскочил, взмахнул, удивительный, ладошки, разгребает, охраняют, пожалеть, слетаются, кормушка, помогайте, возвращались, зашагал, покраснел, показалось, снежинки, хотелось, затяжная, оставляет, лесник, освещал, спешит, долина, глядит, глухарей, замолчал, старик, махать, покормил, утонуть, прибавлять, догадался, встречают, мигают, щебетанье, отливает, посидеть, пастух, повар.
Парные согласные.
Площадка, исчез, опушка, ветки берез, полз, мороз, вылез, мягкий, снег, резкий, гладкий, лед, бедняжка, примерз, робко, загадка, отгадка, дорожка, ёж, грудка, чуткие, сережки, березки, вырубка, мягко, крепкая, ножка, гибкие, грядки, легко, глазками, легкий, крепкий, мягко, робко, труд, гладь, узкий, редкий, сладкий, когти, хрупкий, резко, флажки, сторожка, вниз, цепкий, овраг, низкий, дорожка, сторожка.
Удвоенные согласные.
Осенний, рассказ, ранний, Россия, весенний, длинный, рассвет, аллея, осинник, малинник, русский, утренний, жужжит, медленно, вверх, в классе, одиннадцать, мгновенно, особенно, группа, шоссе, суббота, Кирилл, Аннушка, аппетит, барабанная, коллекция.
Непроверяемые гласные.
Сегодня, впереди, лягушка, собираются, песок, быстро, балкон, лопата, ребята, команда, осина, ягода, засверкать, календарь, урожай, собирать, готовить, отдых, рябина, ромашка, багряный, человек, малина, морковь, богатый, палатка, комната, вместе, вдруг, завод, гирлянда, земляника, сосульки, синева, картофель, обед, собака, однажды, добыча, сверкает, охотник, барабан, жаворонок, природа, восток, песчаный, горизонт, воскресенье, здесь, вокруг, много, коричневый, опушка, улица, прошел, природа, нектар, отец, собирает, народ, мечтали, урожай, работа, агроном, километр, серебристый, вдали, воробей, черный, ветер, конура, заяц, овраг, товарищ, комната, мечтал, хорошо, решили.
Непроизносимые согласные.
Местность, прекрасное, окрестность, солнце, хрустнула, праздник, лестница, интересный, чудесный, счастливый, радостный, поздний, опасный, сердцевина, чувствовал, тростник.
Правописание приставок.
Сделать, сбегала, переходила, прогулка, достает, проспал, протягивает.
Написание –ь и ъ - знаков.
Ночь, рожь, сорвешь, разложишь, идешь, бросаешься, съест, пьют, съестное, подо льдом, вьется, подъезжают, ночью, мышь, вьется, льдина, съело, помощь, глушь, тишь.
  1. Написание контрольных работ в тетрадях с использованием копировальной бумаги. Контрольную тетрадь проверяю я, а лист из- под копирки ученик дома. Дети дома с родителями проверяют свою работу, объясняют и разбирают ошибки. На следующий день я работаю с учеником один на один, если ребенок объясняет свои ошибки и приводит проверочные слова, я могу повысить его оценку. Эта работа очень заинтересовывает детей и постепенно искореняет двойки.

Ребятам очень нравится эта работа, поэтому мы решили делать её каждый день. Придумали вместе с ребятами специальный значок для этой работы- смайлик. В конце урока пишем под диктовку 2- 3 предложения под копирку. Эти предложения я сочиняю сама, «начиняя» их большим количеством орфограмм. Например: Сегодня лунная ночьсделала Ивана Петровича счастливым и радостным. Поздней ночью он закончил дело – прекрасный подарок для Аннушки. Родители на собрании ознакомлены с этим видом работы и одобрили этот прием. Дома вместе с детьми они проверяют написанное, проводят работу над ошибками. Следующий урок я начинаю с проверки этой работы. Если ребенок хорошо ориентируется в своих ошибках, приводит проверочные слова и доказательства правильного написания слов, то смайлик у него в тетрадке будет улыбаться- небольшой стимул для того, чтобы не оставить ни одного смайлика грустить.
И это еще не все. Ребята собирают свои работы, в которых не было ни одной ошибки. А в конце каждой четверти мы выявляем «Самого лучшего знатока русского языка».
  1. Очень полезна работа «Письмо наоборот», особенно, для тех, кто пропускает буквы.

Например: крокодил- лидокорк. Ученик, написав слово наоборот, проверяет его, устанавливая наличие всех букв. Для ребенка это своего рода забавная игра, которая заставляет и приучает его проверять написанное. Для этой работы лучше использовать словарные слова или любые трудные слова, которые ученику нужно запомнить.
  1. В работе с отстающими учениками я всегда соблюдаю такт, доброжелательность, этим самым, вселяю уверенность в их силы. Обязательно провожу повторные контрольные работы по аналогичному материалу с неуспевающими. Для более плодотворной работы я подключаю родителей. И получается своеобразный тройственный союз: учитель – ученик – родители, которые активно помогают и словом и делом.

Думаю, что у некоторых читателей сейчас возникает вопрос: «Родителям всегда некогда заниматься своими детьми и не много ли работы для родителей?» Отвечаю. Тесный ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ контакт с родителями я налаживаю с самых первых дней появления детей в школе. Я никогда не говорю родителям, что их ребенок очень слабый (тем более на собраниях), я всегда говорю им, что нужно делать. Каждую пятницу я жду родителей для консультаций в наш совместный клуб помощи «Добро пожаловать».

  1. Великий мыслительГ.Г.Нейгауз говорил:«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

Любой учитель видит способности каждого своего ученика. И если не дано ученику писать диктанты на «5», то у него можно найти другие «таланты». Я выявила таланты моих троечников: рисование, пение, спорт, выразительное чтение, творчество.

Тогда я нашла сайты с конкурсами в режиме «онлайн» по этим темам. Например: для тех, кто хорошо рисует, конкурс детского рисунка «О чем мечтают дети», «Это солнечное лето», «Святые заступники Руси». Тем, кто умеет голосом передавать прочитанное- конкурсы литературного мастерства. А для тех, кто творчески работает руками- конкурс «Мир моих увлечений». Отправила работы детей и ролики в оргкомитеты, и вот они первые грамоты и первые победы! Вот огромный стимул учиться лучше и стараться лучше! А некоторые работы даже напечатали в журнале «Талант с колыбели»!

  1. Я всегда помню, что целью работы с неуспевающими, является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но, одновременно, и развитие их познавательной и творческой самостоятельности.

С этой целью исполь­зую игровую и практическую деятельность, приобщаю неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстаю­щими учениками младших классов. В данном случае пе­дагогическая деятельность заставляет учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе. Ведь при подготовке к совместным занятиям старшеклассники ищут дополнительный материал, изучают его, запоминают и доносят до малышей.

И я всегда помню слова В.А. Сухомлинского, который на вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми ответил так: «Главное – не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».
Надеюсь, что мои советы кому- то будут полезны.