Задания, комментарии к заданиям и критерии оценки заданий

муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

для 9-11 класса

 

Аналитическое задание

Тексты произведений для анализа, которые предлагаются на муниципальном этапе, достаточно объемны, поэтому для удобства они вынесены в Приложение.

Проза

 

9 класс

10 класс

11 класс

Муниципальный этап

М. Зощенко

«Находка»

Л. Добычин   «Отец»

Ю. Трифонов

«Победитель»

 

 

Поэзия

 

9 класс

10 класс

11 класс

Муниципальный этап

А.Майков

«Емшан»

Е. Баратынский

«На что вы, дни, юдольный мир явленья…»

А. Блок

«Осенняя воля»

 

 

Критерии оценки аналитического задания

Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии.

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», пятая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 15 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Обязательно оцениваются:

  1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие  этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 25 баллов.  Шкала оценок: 10 – 15 – 20 – 25

  1. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20

  1. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10

  1. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 1 – 2 – 3 – 5 

Дополнительно оценивается:

  1. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений,  формулировок,  параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего. Примечание 1: в случае отсутствия в работе оригинальных наблюдений по этому критерию балл не выставляется. Критерий назван «дополнительным» потому, что оценивает такой аспект работы, наличие которого нельзя вменить в обязанность, но который тем не менее часто в работах присутствует и требует оснований для поощрения. Примечание 2: при выставлении баллов по этому критерию желательна мини-рецензия проверяющего или такая система обозначений/подчеркиваний в тексте, которая позволила бы ученику при просмотре работы сразу увидеть те оригинальные наблюдения, которые принесли ему баллы. Эти наблюдения будет удобно выбрать из работ и опубликовать.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10

Итого: максимальный балл  –  70

 

Творческое задание

Напишите связный текст литературоведческого/историко-литературного/учебного/публицистического характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов (словосочетаний):

9 класс: «Вожатый», историзм, «История пугачевского бунта», антитеза, Оренбург, калмыцкая сказка, эпиграф, прототип, «Бесы», граф Миних.

10 класс: русский национальный характер, «Фрегат “Палладаˮ», «натуральная школа», Выборгская сторона, кольцевая композиция, легион,

Юрий Богатырев, Casta Diva, критики, художественная деталь.

11 класс: Октябрьская революция, Зинаида Гиппиус, «музыка революции», Юрий Анненков, двенадцать апостолов, дольник, композиция, Иисус Христос, фольклорные жанры, образы-символы.

Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в газету, репортаж для журнала, фрагмент радиопередачи, статья в энциклопедию, параграф учебника, запись в блоге и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром. Закончив работу, подчеркните в тексте слова и словосочетания из приведенного списка.

Критерии оценки творческого задания

  1. Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание). Максимально 10 баллов.
  2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста. Максимально 5 баллов.
  3. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение ориентироваться в них. Максимально 5 баллов.
  4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций. Максимально 5 баллов.
  5. Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и т.п.) Максимально 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов

Примечание к творческому заданию

Цель этого задания – не только проверить знание историко-литературного и культурного контекста, но и выявить творческие способности ученика, его умение выбирать и соотносить между собой жанр и стиль высказывания, организовывать и представлять в единстве разнородную информацию. В список ключевых слов для этого задания  включены слова, «завязанные» вокруг одного автора, произведения, литературного явления, но из разных сфер: устойчивые выражения, термины, даты, имена, названия (связанные не только с литературой, но и историей, живописью, музыкой и т.д.) «Сюжет» текста, внутренние связи между словами, интригу должен определить сам ученик – тут нет и не может быть одного варианта.