Задания, комментарии к заданиям и критерии оценки заданий
муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
для 9-11 класса
Аналитическое задание
Тексты произведений для анализа, которые предлагаются на муниципальном этапе, достаточно объемны, поэтому для удобства они вынесены в Приложение.
Проза
|
9 класс
|
10 класс
|
11 класс
|
Муниципальный этап
|
М. Зощенко
«Находка»
|
Л. Добычин «Отец»
|
Ю. Трифонов
«Победитель»
|
Поэзия
|
9 класс
|
10 класс
|
11 класс
|
Муниципальный этап
|
А.Майков
«Емшан»
|
Е. Баратынский
«На что вы, дни, юдольный мир явленья…»
|
А. Блок
«Осенняя воля»
|
Критерии оценки аналитического задания
Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии.
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», пятая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 15 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Обязательно оцениваются:
- Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 25 баллов. Шкала оценок: 10 – 15 – 20 – 25
- Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.
Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20
- Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10
- Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 1 – 2 – 3 – 5
Дополнительно оценивается:
- Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего. Примечание 1: в случае отсутствия в работе оригинальных наблюдений по этому критерию балл не выставляется. Критерий назван «дополнительным» потому, что оценивает такой аспект работы, наличие которого нельзя вменить в обязанность, но который тем не менее часто в работах присутствует и требует оснований для поощрения. Примечание 2: при выставлении баллов по этому критерию желательна мини-рецензия проверяющего или такая система обозначений/подчеркиваний в тексте, которая позволила бы ученику при просмотре работы сразу увидеть те оригинальные наблюдения, которые принесли ему баллы. Эти наблюдения будет удобно выбрать из работ и опубликовать.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10
Итого: максимальный балл – 70
Творческое задание
Напишите связный текст литературоведческого/историко-литературного/учебного/публицистического характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов (словосочетаний):
9 класс: «Вожатый», историзм, «История пугачевского бунта», антитеза, Оренбург, калмыцкая сказка, эпиграф, прототип, «Бесы», граф Миних.
10 класс: русский национальный характер, «Фрегат “Палладаˮ», «натуральная школа», Выборгская сторона, кольцевая композиция, легион,
Юрий Богатырев, Casta Diva, критики, художественная деталь.
11 класс: Октябрьская революция, Зинаида Гиппиус, «музыка революции», Юрий Анненков, двенадцать апостолов, дольник, композиция, Иисус Христос, фольклорные жанры, образы-символы.
Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в газету, репортаж для журнала, фрагмент радиопередачи, статья в энциклопедию, параграф учебника, запись в блоге и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром. Закончив работу, подчеркните в тексте слова и словосочетания из приведенного списка.
Критерии оценки творческого задания
- Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание). Максимально 10 баллов.
- Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста. Максимально 5 баллов.
- Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение ориентироваться в них. Максимально 5 баллов.
- Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций. Максимально 5 баллов.
- Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и т.п.) Максимально 5 баллов.
Итого: максимальный балл – 30 баллов
Примечание к творческому заданию
Цель этого задания – не только проверить знание историко-литературного и культурного контекста, но и выявить творческие способности ученика, его умение выбирать и соотносить между собой жанр и стиль высказывания, организовывать и представлять в единстве разнородную информацию. В список ключевых слов для этого задания включены слова, «завязанные» вокруг одного автора, произведения, литературного явления, но из разных сфер: устойчивые выражения, термины, даты, имена, названия (связанные не только с литературой, но и историей, живописью, музыкой и т.д.) «Сюжет» текста, внутренние связи между словами, интригу должен определить сам ученик – тут нет и не может быть одного варианта.